Abstract:
Формирование эффективных стратегий, моделей и содержания подготовки учителей насто ятельно требует исследования исторических предпосылок современных реформ на глобаль ном и национальном уровнях. Наиболее перспективны в этом отношении историко-антро пологические исследования в образовании, позволяющие, опираясь на междисциплинарные
и кросс-культурные подходы широкого круга наук, более глубоко осмыслить социокультур ные процессы.
В статье представлен опыт развития педагогического образования в постсоветских странах
(Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина) с момента его возникновения в дореволю ционной России до настоящего времени.
Цель исследования заключается в анализе процесса подготовки учителей от его зарождения
до конца ХХ века и последующей трансформации национальных систем в течение трех по следних десятилетий.
Специфика исследования проявляется в том, что до начала 90-х годов ХХ века эти страны
представляли единое образовательное пространство, которое характеризовалось общими
подходами и содержанием педагогического образования, а затем трансформировалось под
влиянием политических факторов.
Сопоставление конвергентных тенденций и национальных особенностей систем педагоги ческого образования на постсоветском пространстве позволяет дать всестороннюю оценку современной образовательной политике в области подготовки учителей как с педагогических
позиций, так и в контексте перспектив геополитического, экономического и культурного со трудничества стран Содружества независимых государств.